Вы когда-нибудь закрывали сайт просто потому что загрузка занимала слишком много времени? Нет ничего утомительнее, чем ожидание пока элементы страницы медленно оживают. Посетители «убегают» с сайта и тогда, когда пользовательский интерфейс сложен, запутан или труден для понимания. Сейчас разработчики и владельцы сайтов стремятся сделать их максимально удобными и лёгкими. Потому что чётко понимают, что удобство использования напрямую связано с ростом продаж и лояльностью клиентов.
Удобство использования (юзабилити) – это качество, определяющее, насколько понятны и удобны пользовательские интерфейсы в использовании, степень простоты, с которой посетитель взаимодействует со страницами ресурса. Сайт с хорошим юзабилити предоставляет пользователям простое, интуитивно понятное, приятное и безопасное взаимодействие.
Почему юзабилити влияет на SEO?
Философия поисковиков проста — дать пользователю то, что он ищет. Когда мы говорим о SEO, то такие слова, как «контент» или «ключевое слово», приходят нам первыми в голову, а иногда мы упускаем из виду то, что может быть не менее важным — удобство использования.
Если Google или Яндекс хотят дать пользователю то, о чём он просит, то они предложат ему сайты, где он будет чувствовать себя максимально удобно. Вот почему в течение многих лет алгоритм SERP учитывает метрики, связанные с пользовательским опытом. Показатель отказов, среднее время сеанса, количество просмотров страниц за сеанс или рейтинг кликов — вот некоторые из показателей, которые позволяют узнать, соответствует или нет страница ожиданиям посетителей. Плохо оптимизированное удобство использования напрямую влияет на коэффициент конверсии.
Какие преимущества приносит хорошее юзабилити
Принимая во внимание удобство использования при проектировании, разработке и оптимизации сайта, предоставляется ряд преимуществ, среди которых:
- Улучшается удовлетворённость посетителей, так как взаимодействие простое и интуитивно понятное.
- Больше общений и обратная связь с пользователем.
- Увеличивается объём трафика.
- Увеличивается продолжительность посещений.
- Уменьшается показатель отказов.
- Появляется лояльность пользователей, заставляющая их снова посещать сайт.
- Количество посещений нравится поисковикам и сайт лучше ранжируется.
- Увеличивается доход и продажи через страницы сайта.
Ошибки юзабилити
Сайт некорректно работает и соответственно мало используется пользователями, если есть проблемы, с которыми сталкиваются посетители.
В чём они заключаются:
- Пользователь не может что-то сделать или испытывает трудности с выполнением действий.
- Интерфейс, в котором пользователь перемещается не имеет чётких кнопок, которые указывают на действие.
- Когда происходят ошибки, а система неясно указывает, как проблема может быть решена. Пример: ошибка 404.
- Пользователь не может найти нужную ему информацию.
- Нет понимания структуры сайта, посетитель в растерянности.
- Предлагаемая информация сбивает с толку.
- Нет системных подтверждений, подтверждающих действия пользователя. Например: «заказ принят».
Как оптимизировать юзабилити
Юзабилити относится к эффективности, результативности и удовлетворённости, с которой пользователи достигают своих целей при взаимодействии с цифровым интерфейсом. Чтобы повысить удобство использования сайта необходимо применять все средства, помогающие посетителям найти то, что они ищут с наименьшими усилиями и в кратчайшие сроки. Неважно, какой сайт (коммерческий, информативный и т.д.) или какой на нём тип контента. Навигация по нему всегда должна быть точной, гибкой и приятной для пользователя. Чтобы добиться хорошего удобства использования, необходимо умело сочетать ряд факторов различного типа: технологический, дизайнерский, контентный и т. д.
Чтобы оптимизировать сайт или улучшить удобство использования необходимо:
- Грамотно структурировать. Содержимое организовать в соответствии с чётко определённой иерархией.
- Облегчить дизайн. Необходимо использовать тексты, типографику, изображения и графику, которые облегчают работу пользователя при поиске. Контент подбирается логически.
- Выделить главные элементы. Пользователь на страницах не должен чувствовать себя потерянным. Он должен знать, где находится и как ему двигаться дальше. Для этого меню должно быть доступным и видимым, а заголовки содержимого каждого раздела должны быть чёткими и стратегически размещёнными.
- Облегчить взаимодействие. Очень важно, чтобы пользователь мог делать многие вещи легко и интуитивно: открывать меню, загружать информацию, увеличивать фотографии или графику и т. д.
- Упростить и синтезировать. Вся лишняя информация должна быть сведена к минимуму и перенесена в относящееся для неё место.
- Адаптировать для всех видов устройств. Большое значение имеет адаптация к мобильным телефонам и планшетам, поскольку пользователи всё чаще используют эти устройства для работы в сети.
Рекомендации, чтобы сделать сайт более удобным
- Разместите навигационные меню на всех страницах, поскольку пользователи не всегда заходят через домашнюю страницу.
- Не злоупотребляйте всплывающими окнами.
- Добавьте карту сайта, чтобы направлять пользователя и, особенно если сайт содержит много контента.
- Не злоупотребляйте анимацией или другими элементами, которые могут отвлечь пользователя.
- Поддерживайте последовательный дизайн на сайте и его различных ссылках.
- Просмотрите и адаптируйте мобильную версию всех страниц ресурса.
Сайт с оптимальным юзабилити отличается инновационным и ярким дизайном и не должен быть скучным. Повышение удобства работы с сайтом снижает необходимость обращения к виртуальному помощнику или в колл-центр для разрешения пользовательских запросов.